вторник, 24 сентября 2013 г.

Электровелосипед. Какой купить? Как устроен?

ВСТУПЛЕНИЕ
Я купил электровелосипед в 2007 году и
написал статью здесь:
http://myreggy.narod.ru/
Дополню.
Попробую дать в этой статье как можно больше полезной информации.
Кстати, вот такой мой электровелосипед  сейчас




ГЛАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭЛЕКТРОВЕЛОСИПЕДА
Ежу понятно, что главное в электровелосипеде - это мотор и аккумулятор.
Но есть еще кое-что важное.
Аккумулятор всегда состоит из нескольких, а то и сотни ячеек (cells).
Количество ячеек в аккумуляторе описывают формулой типа 16s7p.
То есть 16 serial(последовательных блоков),7 parallel(параллельных блоков)
Контроллер. Именно к нему ведут провода от аккумулятора
и ручки газа. Именно контроллер управляет ездой на велосипеде.
BMS (battery management system) - система управления аккумулятором -
это небольшая палата, обычно встроенная в короб аккумулятора..
BMS, как я понимаю, установливают только с литиевыми аккумуляторами.
Важная роль BMS - балансировка аккумулятора. После зарядки ячейки аккумулятора заряжаются по-разному.
Балансировка - это фактически дозарядка
не полностью заряженных ячеек.

СКОЛЬКО МОЖНО ПРОЕХАТЬ НА ОДНОЙ ЗАРЯДКЕ БЕЗ ПЕДАЛЕЙ
Посмотришь на описания электровелосипедов у продавцов -
и диву даешься.
Пишут, что пробег на электротяге без педалей - 40, а то и 50-60 км.
Это вранье.
Можете прикинуть пробег по этому калькулятору:
http://epowerbikes.ru/archives/1474

Грубо считать пробег так.
Умножаете напряжение аккумулятора на ёмкость.
Например 36V * 10 Ah.
Получаете запасаемую энергию в ватт-часах: 360 Wh.
Расход энергии на 10 км по ровной дороге без торможений и разгонов,
без ветра на скорости 30 км/ч - около 150 Wh.
Если с остановками, торможениями подъемами - то около 190wh.
Вот и получается, что в нашем примере пробег составляет лишь 20 км.

КАКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ АККУМУЛЯТОРА ЛУЧШЕ
У нас продаются электровелосипеды с аккумуляторами
24, 36 и 48 вольт.
Обычно акуммулятор 24V ставят на  электровелосипеды,
где мотор имеет лишь вспомогательную роль.
36В ставят на моторы мощностью до 500W.
Ну, и 48В - на моторы 500W и выше.
Чем выше напряжение при равной мощности,
тем меньше сила тока в проводах,
тем тоньше провода.

КАКАЯ МОЩНОСТЬ МОТОРА НУЖНА
Большинство продаваемых электровелосипедов имеет мощность 250вт.
Да еще обычно стоит "душилка" в контроллере- ограничитель скорости до 24-25 км/ч. Это связано с законом в Китае и некоторых других странах,
что при таких параметрах электровелосипед считается велосипедом.
При превышении мощности это уже мопед.
В России таких законов нет. Электровелосипед 2 квт и 10 квт-
это всё равно велосипед.
Мощность моего велосипеда до модернизации была тоже около того - 280вт.
Это оскорбительно мало.
Скорость была не выше 25 км/ч.
Но главное: навстречу ветру или при небольшом подъеме
скорость сразу падает до 15-20 км/ч.
Очень грустно так ехать.
На моем велосипеде стоял аккумулятор 36В.
Электрические параметры контроллера в моем
Reggy(Hulong 006) позволяют поставить аккумулятор на 48В,
что я и сделал.
Мощность стала 370вт.
И это уже стало нормально.
Теперь едет по равному асфальту до 32 км/ч,
неплохо разгоняется, навстречу ветру и в небольшую горку
прёт на 25-28 км/ч.
Поэтому я считаю, что 350 вт для электровелосипеда вполне достаточно.
Люди ставят мотор и 2000 вт. И разгоняются до 60-80 км/ч.
Но уверяю вас, что такая скорость лишняя.
Мне выше 35 км/ч (под горку) на моём велосипеде уже не комфортно.
А если асфальт плохой, то очень не комфортно.
И тормоза уже плохо тормозят.
Наверное, из-за того, что колёса узкие, велосипедные,
а не широкие, скутерные.
Ну, может быть, надо 500 вт для полной радости и лучшей динамики.
Но мощность свыше того нужна разве что,
если вам надо ездить в крутые горки.

ВИД АККУМУЛЯТОРА - КАКОЙ ВЫБРАТЬ
Самые дешевые аккумуляторы - это свинцовые (гелевые).
Они и самые тяжелые.
Родной свинцовый аккумулятор от моего Reggy 36В 12 ач весил 13 кг.
После 100-200 зарядок ёмкость их сильно падает.
В конце первого сезона ёмкость моего свинцового аккумулятора упала
почти на половину. В конце 2-го сезона еще упала -
и максимальный пробег был около 12 км.

На более дорогие электровелосипеды ставят литионные (Li-ion) аккумуляторы. Это самые ёмкие на сегодняшний день аккумуляторы
в отношении ёмкость/вес.
Аккумулятор 48в 20ач весит 5-6 кг.
Ёмкость их существенно падает после 800
полных зарядок. Но это как повезет. Я купил в 2013 литионный аккумулятор на ebay.com. И в конце первого же сезона после около
150 не полных зарядок ёмкость упала на половину. Китай...
Литионные аккумуляторы стареют и теряют ёмкость даже если их не использовать.
А также временно теряют ёмкость при минусовых температурах.

И, наконец, литиевые железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePo4).
Самые живучие аккумуляторы. После 1500-2000 циклов заряда
их ёмкость падает лишь на 20%. При морозе их ёмкость практически не падает. (Но я видел сообщения в форумах, где люди жаловались
на падение ёмкости  при околонулевых температурах. Очевидно,
не качественный китай). Но не всё идеально с ними.
Они тяжелее и объёмнее существенно литионных аккумуляторов.
Мой аккумулятор 48в 21ач весит 10.5 кг.

Так что я считаю, что можно купить электровелосипед со свинцовым аккумулятором для начала. А после его износа заменить на литиевый.
Гнаться за LiFePo4 тоже не всегда разумно.
Зачастую разумнее взять литионный аккумулятор.
Пусть он прослужит меньше, но зато он меньше и легче.

Я не рассматриваю литий-полимерные аккумуляторы. Их практически не ставят на новые электровелосипеды. (Или не пишут об этом)

Если заряжать любые аккумуляторы до полного разряда,
то они прослужат дольше. То есть совет заряжать аккумулятор
при первой же возможности.

КАК РАБОТАЮТ АККУМУЛЯТОРЫ
Аккумуляторы заряжают до определенного напряжения.
И в процессе езды напряжение их постепенно падает.
Ниже определенного напряжения разряжать аккумулятор нельзя,
иначе он испортится.
Это так называемое напряжение отсечки (cut-off voltage).
При достижении этого минимального напряжения отсечку (выключение)
выполняет контроллер велосипеда, а также BMS обычно это делает.
Например, LiFePo4 48V аккумулятор заряжается до 57.4V,
а напряжение отсечки составляет 40V.

КАК ХРАНИТЬ АККУМУЛЯТОРЫ
При длительном хрании аккумуляторов (зимой, например)
рекомендуется следующее.
-Свинцовые аккумуляторы надо хранить полность заряженными и периодически подзаряжать.
-Литиевые аккумуляторы в идеале хранят наполовину разряженными при плюсовой температуре около нуля градусов. И тоже раз в пару месяцкв чуток подзаряжают. Некоторые хранят аккумуляторы зимой в холодильнике.

ГДЕ КУПИТЬ АККУМУЛЯТОР
Можно купить в России. Но все аккумуляторы здесь из Китая.
И цена в 2 раза выше, чем за рубежом.
Так что лучше покупать не у наших перекупщиков, а за рубежом
(в основном в Китае).
1) На ebay.com наберите заветные слова типа "battery 48V 20Ah"
Многие (и я тоже) жалуются на плохое качество товаров на ebay -
это помойка, где в основном продают плохие китайские вещи
2) conhismotor.com (Сингапур).
Могут сделать по вашим размерам.
Я купил там 48V 21Ah за $575 с доставкой EMS.
Качество меня устраивает пока.
50 км проехал с расхододм 940 Wh.
Но это был не предел ёмкости.
3)osnpower.com (Китай).
Могут сделать по размерам
4) http://a123rc.com (Китай).
Не делают размер по заказу.
5) Есть http://vpower.hk
Но в форумах были жалобы на плохое качество.
6) Если хотите крутой аккумулятор,
то купите его в США. Можно на Amazon.com.
Так как они не доставляют в Россию напрямую,
воспользуйтесь фирмой посредником типа http://polexp.com

В общем, как повезет.
А если не повезет, то это страшный гемор найти выписать запчасти
и найти  человека, который бы починил аккуумулятор.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИБАМБАСЫ
1)Обязательно надо иметь велокомпьютер (от 500 руб),
где ваш главный показатель - дистанция,
которую вы обнуляете после каждой зарядки аккумулятора.
Это поможет вам сориентироваться, сколько км проехали
и сколько примерно энергии ихрасходовали

2)Ваттметр (Wattmeter). Главные показатели - напряжение и
израсходованная энергия в ватт часах (Wh).
На форумах вам рекомендуют ваттметры "GT Power" или "Turingy" (ок $27).
Я купил GT Power. Мне не нравится. Там нет сброса на ноль
и кнопки включения/выключения. Вот и приходится запоминать или записывать показания  после каждой зарядки.
Попробуйте на ebay.com купить более дешевый вариант.
Или на http://hobbyking.com/hobbyking/store/RC_PRODUCT_SEARCH.asp?strSearch=wattmeter

3)Фары, шины и прочая хрень.
Рекомендую http://dx.com - хороший китайский магазин.
Доставка бесплатная.
А также http://www.lightmalls.com и
http://www.chainreactioncycles.com

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможно, есть не точности в статье. 


Я изложил своё мнение.  Оно может не совпадать с вашим.

2 комментария:

  1. всё грамотно и информативно, кроме одного.как написал автор у каждого аккумулятора есть предел циклов заряд-разряд. отсюда вопрос и замечание, на хера "заряжать аккумулятор
    при первой же возможности"? чтобы быстрей наступил этот предел и последовала замена аккумулятора на новый?))) сдаётся мне автор работает в магазине по продаже и сборки аккумуляторов))

    ОтветитьУдалить
  2. Lucky Club Casino Site - Lucky Club Live
    Lucky Club Casino. Find out about their loyalty program and how we can help. Our website uses cookies and you can luckyclub opt-in to see a 🎁 Lucky Club: Free Spins📈 Welcome Bonus: £100💳 Minimum Deposit: £10

    ОтветитьУдалить